Подготовительная группа (6-7 лет)
Тема «Осень»
Игры на развитие словаря
Игра «Угадай по описанию»
(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)
Цель: расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Оборудование. Набор картинок по лексической теме.
Содержание:
1 Вариант
Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)
2 Вариант
Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.
Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.
Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.
Игра «Кто, что делает?»
Цель: Активизация словаря предметов и действий.
Содержание:
1 вариант:
Подбор к предмету действий (глаголов). Педагог спрашивает: «Ветер что делает?» Ребенок отвечает: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». Дождь, что делает? Капает, идет, моросит, льет, брызгает. Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают.
2 вариант:
Подбор к действиям предмета. Педагог спрашивает: «На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?» Ребенок: «Солнце».
Игра «Назови целое»
Цель: Активизация словаря, развитие умения определять целое по его частям.
Содержание: Педагог называет части предмета, а дети угадывают сам предмет:
Ствол, ветки, сучья, кора, листья.
Игра с мячом «Назови части».
Цель: Активизация словаря. Развитие умения называть части предметов.
Содержание: Педагог кидает ребенку мяч и говорит: «Назови части гриба» Ребенок отвечает и кидает мяч педагогу : « Шляпка, ножка, корень». Назови части дерева, птицы и т.д. (ствол, ветки, крона, листья, сучья, корень; голова, хвост, крылья, перья, лапы, когти, глаза, клюв)
Игра с мячом «Я знаю шесть названий деревьев» или «Я знаю шесть названий овощей». (Грибов, фруктов, перелетных птиц)
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Содержание: Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю три названия деревьев: клен, береза, осина». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
Игра с мячом «Четвертый лишний»
(Усложнение для детей 6-7 лет: добавляются новые слова предметы, признаки. Дети должны аргументировать свой выбор)
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Содержание: Педагог, бросая мяч ребенку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:
-
Голубой, красный, спелый, фиолетовый.
-
Кабачок, огурец, лимон, паттисон.
-
Пасмурно, ненастно, ясно, ветрено.
-
Осень, лето, суббота, зима.
-
Понедельник, вторник, лето, суббота.
-
День, ночь, осень, вечер
-
Лопата, грабли, черенок, мотыга
-
Малина, крыжовник, апельсин, смородина
-
Подосиновик, опенок, мухомор, белый гриб
-
Осина, береза, ель, дуб
Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово, аргументируя свой выбор.
Игра «Месяцы и их последовательность»
Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет.
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Содержание: Дети и педагог встают в круг. Педагог с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Сентябрь, октябрь, ноябрь...». Вместо следующего месяца, педагог называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
Игра «Что за чем?»
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Содержание: Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Осень. А что за нею?». Игрок отвечает: «Зима», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Сколько месяцев в году?» «Назовите осенние месяцы». «Назовите первый месяц осени». «Назовите последний месяц осени». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»
Игра «Бывает — не бывает»
Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!
Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
Содержание: Играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Осень». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.
Усложнение для детей 6-7 лет: Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.
Игра «Кот- наоборот»
(Усложнение для детей 6-7 лет: новые слова предметы, признаки, действия)
Цель: обогащать словарь словами –антонимами.
Содержание: педагог говорит детям: «К нам пришел кот, не обычный кот, а кот – Наоборот. Он все говорит наоборот: холодное –горячее, жара-холод». А вы знаете противоположные слова?»
-
Лето- (зима)
-
Осень –(весна)
-
Холодно –(жарко)
-
Мокрый –(сухой)
-
Солнечный – (пасмурный)
-
Весело- (грусно)
-
Вечер – (утро)
-
Короткий- (длинный)
-
Широкий- (узкий)
-
Улыбаться –(хмурится)
-
Моросить – (лить)
-
Высоко- (низко)
-
Сажать – (выкапывать)
-
Съедобный – (ядовитый)
Игра «Весна-осень»
Цель: Обобщать словарь, развивать словарь антонимов.
Содержание: Педагог говорит детям начало фразы, а дети заканчивают, подбирая антоним:
Весной в огороде сажают, а осенью …..(убирают)
Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)
Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)
Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)
Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)
Весной день длиннее, а осенью…(короче)
Игра с мячом «Осенние ассоциации»
Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование. Набор картинок по лексической теме «Осень».
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Желтая». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (трава), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: холодный - ветер; колючий – еж; серое -небо; круглое -яблоко; разноцветные - листья.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: Учить детей подбирать синонимы к словосочетанию.
Содержание: Детям называют словосочетания, например: осень идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Осень идет—как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дождь идет (моросит, льет, капает).
Игра «На что похоже?»
Цель: Развивать умение подбирать похожие слова, путем сравнения.
Содержание: У детей на столах картинки : мяч, стекло, белый дым, слезы, серебро. Педагог предлагает подобрать похожие слова (сравнения)
Полосатый арбуз похож на ….(что?)
Синий лед похож на …
Густой туман похож на …
Чистый дождь похож на …
Блестящая на солнце паутина похожа на ….
Голубой, красный, спелый, фиолетовый.
Кабачок, огурец, лимон, паттисон.
Пасмурно, ненастно, ясно, ветрено.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, суббота.
День, ночь, осень, вечер
Лопата, грабли, черенок, мотыга
Малина, крыжовник, апельсин, смородина
Подосиновик, опенок, мухомор, белый гриб
Осина, береза, ель, дуб
Лето- (зима)
Осень –(весна)
Холодно –(жарко)
Мокрый –(сухой)
Солнечный – (пасмурный)
Весело- (грусно)
Вечер – (утро)
Короткий- (длинный)
Широкий- (узкий)
Улыбаться –(хмурится)
Моросить – (лить)
Высоко- (низко)
Сажать – (выкапывать)
Съедобный – (ядовитый)
Насекомые нашего луга
Как на нашем на лугу Дарики-дарики!
Стоит чашка творогу. Злые комарики!
Прилетели три тетери, Вились, кружились,
Наклевались, улетели. Да в ушко вцепились!
Стоит чашка творогу. Злые комарики!
Прилетели три тетери, Вились, кружились,
Наклевались, улетели. Да в ушко вцепились!
Их разновидностей не счесть,
Размеры малые, но есть, Три пары ног, глаза и крылья, Вредят порой непоправимо. Животным могут досаждать, Растительность всю истреблять,Ну, вижу, дети их узнали, Стихами насекомых описали!
Мир Растений
Все краски лета
МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
Раз-два-три-четыре-пять! Всех чудес не сосчитать. Красный, белый, жёлтый, синий! Медь, железо, алюминий! Солнце, воздух и вода! Горы, реки, города! Труд, веселье, сладкий сон! А война пусть выйдет вон!
МИР ПРИРОДЫ
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА
ВОЛШЕБНИЦА ВОДА
ВСТРЕЧАЕМ ПТИЦ
КОСМОС
планеты солнечной системы
БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ ХОТИМ
ЦИРК
ВЕСНА ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ
МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
Чудные, красивые,
Дивные, прекрасные.
Вы такие милые,
Вы такие разные.
А сегодня в праздник,
Славный, теплый, яркий,
Мы вам преподносим
От души … (подарки).
Лучи вновь отрадные льются,
Весну нам сулят и тепло,
Скажите, а что же за праздник
Подарит 8 число?
(Международный женский день)
Кто на кухне с поварешкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одежку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печет,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почет?
(Бабушка)
БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
НАШИ ЗАЩИТНИКИ
МОЯ СЕМЬЯ
МИРОМ ПРАВИТ ДОБРОТА
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
ЭТИКЕТ
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная...
(Баба-Яга)
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор...
(Айболит)
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор...
(Айболит)
НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Каменщик строит жилища, Пекарь сапожнику к сроку
Платье – работа портного, Сшить сапоги поручает.
Но ведь портному работать Ну, а сапожник без хлеба
Негде без тёплого крова! Много ль нашьёт, натачает?
Каменщик был бы раздетым, Стало быть, так и выходит:
Если б умелые руки Всё, что мы делаем, — нужно,
Вовремя не смастерили Значит, давайте трудиться
Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно.
Каменщик строит жилища, Пекарь сапожнику к сроку
Платье – работа портного, Сшить сапоги поручает.
Но ведь портному работать Ну, а сапожник без хлеба
Негде без тёплого крова! Много ль нашьёт, натачает?
Каменщик был бы раздетым, Стало быть, так и выходит:
Если б умелые руки Всё, что мы делаем, — нужно,
Вовремя не смастерили Значит, давайте трудиться
Фартук, и куртку, и брюки. Честно, усердно и дружно.
Здравствуй Зимушка зима
Кто как готовиться к зиме
Профессии
Транспорт
День народного единства
Наш быт
Дидактические игры:
«Чей сувенир?» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Я Человек
Загадки про человека и части тела
На двух колах бочка,
На бочке кочка,
А на кочке лес.
(человек)
Между двух светил
Я в середине один.
(нос)
На бочке кочка,
А на кочке лес.
(человек)
Между двух светил
Я в середине один.
(нос)
Брат с братом всю жизнь рядом, в
Видят целый свет, а друг-друга нет.
(глаза)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(ноги)
Видят целый свет, а друг-друга нет.
(глаза)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(ноги)
Из опыта работы педагога
Насретдиновой А.Х.
«Развитие
речи детей посредством использования
пальчиковых
игр с нестандартным оборудованием»
«Представление, что при любом
двигательном тренинге…
упражняется не рука, а мозг,
вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
В современных условиях развития общества в системе дошкольного
образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие
образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы,
методики.
Сегодня очень много говорят об
игровых технологиях. В образовании игровые
технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить
мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
На современном этапе - образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. А наиболее благоприятным
периодом к овладению речи является возраст
от трех до семи лет.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время нередко забывают об этом и
пускают процесс развития речи собственного ребенка на самотёк. Вот и
получается, что с речью ребёнка к
моменту поступления в школу возникает множество проблём, это:
-
нарушение звукопроизношения; односложная,
состоящая лишь из простых предложений
речь;
-
бедность речи, недостаточный словарный запас;
-трудности
в построении монолога: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать
громкость голоса и темп речи и т. д.
Известно, неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер, отмечается недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. У них снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания. Им присуще
некоторое отставание в двигательной сфере.
Одним из эффективных способов работы с
такими детьми являются игры и игровые технологии, которые позволяют
добиться устойчивого внимания детей, поддержания интереса на протяжении всего
занятия.
Детская игра
– вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий
взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание
предметной и социальной действительности, одно из средств физического,
умственного и нравственного воспитания детей.
В
отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном
виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирование к деятельности.
В чем же принцип игрового обучения? Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка,
характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется его естественной
потребностью. Роль педагога заключается в создании и организации
предметно-пространственной среды.
Игра выполняет развивающую, коммуникативную,
терапевтическую и диагностическую функцию.
Структура данной технологии следующая:
·
игровая задача;
·
правила;
·
деятельность;
·
результат.
Игровая
технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. Преимущества
игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только на
занятиях, но и в совместной деятельности с педагогом вне занятий, и в самостоятельной
деятельности детей.
Благодаря
игровым технологиям у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание,
память, мышление, развиваются
и творческие
способности ребёнка, и его речь. Таким
образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне
обосновано использование оригинальных, творческих методов и методик,
эффективность которых очевидна.
В своей работе я использую и игры
для формирования правильного звукопроизношения. Для закрепления изолированного звука в речи предлагается «Путешествие в мир, где много разных
звуков», «В небе летают комары, они
пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала
машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский
жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели:
«С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть
насосом, который тоже издает данный звук». Такие
«путешествия» дают огромный простор для фантазии. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый
материал усваивается прочнее, запоминается легче.
Очень давно известны игры с мячом. Практически каждый ребенок с
раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей
достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. Игры с мячом
освобождают детей от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды
деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Игры по расширению словарного запаса и
развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием
большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под
рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячами разного размера и из
разного материала для обогащения речи детей существительными, глаголами,
прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов,
привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры
удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним,
больших временных затрат.
В своей работе кроме
перечисленных выше мячей я использую и
массажные «мячи-ёжики», которые кроме своих стандартных функций игрового
предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными пупырышками, развивая тактильные ощущения и
стимулируя точки на ладошках.
Возможные
варианты игр с мячом:
- перебрасывание
мяча друг другу;
- прокатывание
мяча, сидя на ковре или по столу;
- бросание мяча
об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча
вверх и ловля его двумя руками;
- прокатывание ёжика по панно с дорожками.
Речевые игры с
последовательной передачей игрового предмета (игрушки, мяча, кегли) помогают
налаживать социальные связи и устанавливать эмоциональный контакт между
играющими. Дети соблюдают общий темп игры, ритм движений, очередность.
Среди всего разнообразия речевых игр
можно, выделить пальчиковые игры с нестандартным оборудованием.
М.М Кольцова в работе «Ребенок учится
говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека
формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше
ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и сообразительнее.
Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который
питает мозг ребенка.
Мелкая моторика – согласованные движения
пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг,
руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок
со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у
него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые же игры и упражнения –
уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и
взаимосвязи.
На сегодняшний день существует множество
разнообразных игр и игровых упражнений
для развития мелкой моторики с использованием нестандартного
оборудования. Это могут быть: массажные мячики, платочки, коврики, крупные
бигуди, прищепки, счетные палочки, решетки, зубные щетки, бусы, резинки для
волос, шестигранные карандаши и пр.
Пальчиковые игры, как правило,
сопровождаются стихотворениями – той основой, на которой формируется и
совершенствуется чувство ритма. В пальчиковых играх с нестандартным
оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и
пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка
в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие игры очень увлекательны: они
способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.
Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать
внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов
стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному
настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение,
координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руки к
осознанным, точным, целенаправленным движениям.
При организации речевых
игр я использую игрушки, картинки и
предметы нестандартного оборудования, и стремлюсь
к тому, чтобы дети не чувствовали обучающего воздействия. Выбираю такой стиль
общения, в котором бы моя обучающая позиция заменялась партнерской. При таком
взаимодействии в играх каждый ребенок получает возможность откликнуться на мое
высказывание, высказаться самому, быть собеседником.
Вот игры, которые
наиболее интересны детям:
- игры с массажными
мячиками («Бежит ежик по дорожке», «Наши ручки», «Снежок», «Птичка», «Зайка и
еж», «Грибы»);
- игры с платочками
(«Стираем вместе с мамой», «Кошки-мышки», «Паучок»);
- игры с ковриками
(«Звериные следы», «Тропинка», «Дождик», «Мишка и мышка»);
- игры с крупными
бигуди («Поезд и самолет», «Машины», «Иголки»);
- игры со счетными
палочками («Цапля», «Перелетные птицы», «Журавль»)
- игры с зубными
щетками («Массаж», «Кто приехал?», «Кто живет в моей квартире?»)
- игры с бусами («Бусы
для Маруси», «Большие и маленькие»).
Еще дети очень любят
играть с крупой.
Крупа - очень полезный
и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все:
гречка, просо, фасоль, семечки, горох. Играя
с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь
взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и
воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать
личность ребенка.
Кроме простого
перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные
игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические
навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и
даже читать.
·
«Покорми» - бросать крупинки в небольшое отверстие, например,
в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.
·
Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.
·
Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем
предложить малышу разложить их по разным мискам.
·
Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные
рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.
·
Вдавливать крупу в пластилин или тесто.
·
Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза
или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.
Предложенные игры позволяют расширить знания, умения и навыки
детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память,
мышление. Такие игры помогут любому
педагогу проводить занятия более интересно и занимательно, так как они универсальны,
и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело
и интересно.
Из опыта работы педагога
Насретдиновой А.Х.
«Развитие
речи детей посредством использования
пальчиковых
игр с нестандартным оборудованием»
«Представление, что при любом
двигательном тренинге…
упражняется не рука, а мозг,
вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
В современных условиях развития общества в системе дошкольного
образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие
образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы,
методики.
Сегодня очень много говорят об
игровых технологиях. В образовании игровые
технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить
мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
На современном этапе - образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. А наиболее благоприятным
периодом к овладению речи является возраст
от трех до семи лет.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.
К сожалению, вечно занятые родители в наше время нередко забывают об этом и
пускают процесс развития речи собственного ребенка на самотёк. Вот и
получается, что с речью ребёнка к
моменту поступления в школу возникает множество проблём, это:
-
нарушение звукопроизношения; односложная,
состоящая лишь из простых предложений
речь;
-
бедность речи, недостаточный словарный запас;
-трудности
в построении монолога: например, сюжетный или описательный
рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
-
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
-
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать
громкость голоса и темп речи и т. д.
Известно, неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер, отмечается недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. У них снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания. Им присуще
некоторое отставание в двигательной сфере.
Одним из эффективных способов работы с
такими детьми являются игры и игровые технологии, которые позволяют
добиться устойчивого внимания детей, поддержания интереса на протяжении всего
занятия.
Детская игра
– вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий
взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание
предметной и социальной действительности, одно из средств физического,
умственного и нравственного воспитания детей.
В
отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным
признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном
виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирование к деятельности.
В чем же принцип игрового обучения? Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка,
характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется его естественной
потребностью. Роль педагога заключается в создании и организации
предметно-пространственной среды.
Игра выполняет развивающую, коммуникативную,
терапевтическую и диагностическую функцию.
Структура данной технологии следующая:
·
игровая задача;
·
правила;
·
деятельность;
·
результат.
Игровая
технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения. Преимущества
игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только на
занятиях, но и в совместной деятельности с педагогом вне занятий, и в самостоятельной
деятельности детей.
Благодаря
игровым технологиям у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание,
память, мышление, развиваются
и творческие
способности ребёнка, и его речь. Таким
образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне
обосновано использование оригинальных, творческих методов и методик,
эффективность которых очевидна.
В своей работе я использую и игры
для формирования правильного звукопроизношения. Для закрепления изолированного звука в речи предлагается «Путешествие в мир, где много разных
звуков», «В небе летают комары, они
пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала
машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский
жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели:
«С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть
насосом, который тоже издает данный звук». Такие
«путешествия» дают огромный простор для фантазии. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый
материал усваивается прочнее, запоминается легче.
Очень давно известны игры с мячом. Практически каждый ребенок с
раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей
достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. Игры с мячом
освобождают детей от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды
деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Игры по расширению словарного запаса и
развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием
большого количества наглядного материала. Но, наглядность не всегда есть под
рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячами разного размера и из
разного материала для обогащения речи детей существительными, глаголами,
прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов,
привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры
удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним,
больших временных затрат.
В своей работе кроме
перечисленных выше мячей я использую и
массажные «мячи-ёжики», которые кроме своих стандартных функций игрового
предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными пупырышками, развивая тактильные ощущения и
стимулируя точки на ладошках.
Возможные
варианты игр с мячом:
- перебрасывание
мяча друг другу;
- прокатывание
мяча, сидя на ковре или по столу;
- бросание мяча
об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча
вверх и ловля его двумя руками;
- прокатывание ёжика по панно с дорожками.
Речевые игры с
последовательной передачей игрового предмета (игрушки, мяча, кегли) помогают
налаживать социальные связи и устанавливать эмоциональный контакт между
играющими. Дети соблюдают общий темп игры, ритм движений, очередность.
Среди всего разнообразия речевых игр
можно, выделить пальчиковые игры с нестандартным оборудованием.
М.М Кольцова в работе «Ребенок учится
говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека
формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше
ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и сообразительнее.
Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который
питает мозг ребенка.
Мелкая моторика – согласованные движения
пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг,
руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок
со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у
него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые же игры и упражнения –
уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и
взаимосвязи.
На сегодняшний день существует множество
разнообразных игр и игровых упражнений
для развития мелкой моторики с использованием нестандартного
оборудования. Это могут быть: массажные мячики, платочки, коврики, крупные
бигуди, прищепки, счетные палочки, решетки, зубные щетки, бусы, резинки для
волос, шестигранные карандаши и пр.
Пальчиковые игры, как правило,
сопровождаются стихотворениями – той основой, на которой формируется и
совершенствуется чувство ритма. В пальчиковых играх с нестандартным
оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и
пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка
в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие игры очень увлекательны: они
способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.
Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать
внимание на одном виде деятельности.
Нетрадиционное использование предметов
стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному
настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение,
координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руки к
осознанным, точным, целенаправленным движениям.
При организации речевых
игр я использую игрушки, картинки и
предметы нестандартного оборудования, и стремлюсь
к тому, чтобы дети не чувствовали обучающего воздействия. Выбираю такой стиль
общения, в котором бы моя обучающая позиция заменялась партнерской. При таком
взаимодействии в играх каждый ребенок получает возможность откликнуться на мое
высказывание, высказаться самому, быть собеседником.
Вот игры, которые
наиболее интересны детям:
- игры с массажными
мячиками («Бежит ежик по дорожке», «Наши ручки», «Снежок», «Птичка», «Зайка и
еж», «Грибы»);
- игры с платочками
(«Стираем вместе с мамой», «Кошки-мышки», «Паучок»);
- игры с ковриками
(«Звериные следы», «Тропинка», «Дождик», «Мишка и мышка»);
- игры с крупными
бигуди («Поезд и самолет», «Машины», «Иголки»);
- игры со счетными
палочками («Цапля», «Перелетные птицы», «Журавль»)
- игры с зубными
щетками («Массаж», «Кто приехал?», «Кто живет в моей квартире?»)
- игры с бусами («Бусы
для Маруси», «Большие и маленькие»).
Еще дети очень любят
играть с крупой.
Крупа - очень полезный
и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все:
гречка, просо, фасоль, семечки, горох. Играя
с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь
взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и
воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать
личность ребенка.
Кроме простого
перебирания крупы, можно предложить ребенку и другие интересные и полезные
игры. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические
навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и
даже читать.
·
«Покорми» - бросать крупинки в небольшое отверстие, например,
в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке.
·
Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.
·
Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем
предложить малышу разложить их по разным мискам.
·
Выкладывать из крупы дорожки – короткую и длинную, различные
рисунки, геометрические фигуры, буквы и т.д.
·
Вдавливать крупу в пластилин или тесто.
·
Сделать погремушки из крупы и контейнеров от киндер-сюрприза
или небольших пластиковых бутылок. Искать одинаково звучащие.
Предложенные игры позволяют расширить знания, умения и навыки
детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память,
мышление. Такие игры помогут любому
педагогу проводить занятия более интересно и занимательно, так как они универсальны,
и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело
и интересно.
Игры для развития речевого дыхания у детей
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Игровые упражнения для развития речевого дыхания.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики
смотри далее....
О Новиковская Альбом для развития речи для самых маленьких
смотреть далее
Носик с носиком встречался,
Носик с носиком бодался.
А потом "привет" сказал, Носик весь зацеловал. Читать далее....
В древности детей пестовали... Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли. оказывается все старославянские игры для самых маленьких ("сорока-ворона", "три колодца", "ладушки") - и не игры вовсе, а лечебные процедуры 29 декабря 2015
смотреть далее
смотреть далее
смотреть далее
смотреть далее
смотреть далее
смотреть далее
смотреть далее
Речевое развитие детей раннего возраста.
Речевое развитие человечков начинается с 3-х месяцев. Тогда он начинает «гулить» и лепетать. Чуть позже, уже усваивая и понимая ваши интонации, он начинает копировать их, «петь». После 6 месяцев пытается осмысленно реагировать на вопросы типа: «Где у мамы носик?», «А где наш папа?». далее....
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ДОБРО :
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
— Про доброе дело говори смело.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Худо жить без ласкового слова.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
— Добрые слова дороже богатства.
— В ком добра нет, в том и правды мало.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
— Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Тема: Моя семья
Расширение представлений детей о своей семье. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закрепление знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство детей с профессиями родителей. Обязанности детей по дому. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.
Подготовьте с ребенком рассказ о своей семье с описанием
членов семьи (бабушка (какая?) – добрая, ласковая, заботливая; папа (какой?) – сильный, смелый, строгий; мама (какая?) - ….).
Прочитайте с детьми рассказ Е.Пермяка «Как Маша стала большой».
Обсудите с ребенком: Что делала Маша, чтобы стать взрослой? Почему над ней все смеялись? Когда ее стали называть взрослой?
Поиграйте с ребенком в игру «Закончи предложение».
Мой день рождения - …..(когда).
Мама моей мамы – моя ….(бабушка).
Папа моего папы – мой …(дедушка).
Игра «Скажи наоборот».
Старше – младше Высокий - …
Добрый - … Молодой - …
Маленький - … Сын - …
Взрослый - … и т.п.
членов семьи (бабушка (какая?) – добрая, ласковая, заботливая; папа (какой?) – сильный, смелый, строгий; мама (какая?) - ….).
Прочитайте с детьми рассказ Е.Пермяка «Как Маша стала большой».
Обсудите с ребенком: Что делала Маша, чтобы стать взрослой? Почему над ней все смеялись? Когда ее стали называть взрослой?
Поиграйте с ребенком в игру «Закончи предложение».
Мой день рождения - …..(когда).
Мама моей мамы – моя ….(бабушка).
Папа моего папы – мой …(дедушка).
Игра «Скажи наоборот».
Старше – младше Высокий - …
Добрый - … Молодой - …
Маленький - … Сын - …
Взрослый - … и т.п.
Примите участие в выставке творческих работ детей совместно с родителями по теме: «Семья за праздничным столом» («Вечер в моей семье», «Что мы делаем вместе»,
«Отдыхаем всей семьей»).
«Отдыхаем всей семьей»).
-Кто всегда со всеми ладит,
Шьет, пирог готовит, гладит,
Никогда не отдыхает,
Ни о чем не забывает.
Поцелует, приласкает,
За плохое поругает,
А потом сто раз простит,
Когда болен ты, не спит. маме:
Задание . Прочитать ребенку рассказы о животных, обсудить их, попросить ребенка пересказать их (по выбору).
Лиса
Лисичка
зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было
видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег
чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в
зубы рыжей пушистой охотнице!
Белка
Не
страшен белке холод. У нее серенькая шубка серенькая. А лето пришло, белка
шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен
охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Волк
Летом
ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери
спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К
деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.
Медведь
Медведь
имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело,
переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может
быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед.
Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу. РЕКОМЕНДУЕМ ВАМ
ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ " ТРАНСПОРТ"
Уважаемые родители помогите своим детям ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Итак, приготовились.
Вопросы:
1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
3. Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
4. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
5. Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
6. Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
8. Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
9. Какое национальное дерево России? (Берёза.)
10. Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
11. Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий